To Main Page

View in Russian

Writing NT service using VB6/VB5

It is known, that Visual Basic isn't most appropriate tool for developing of Windows NT/2000/XP services. The problem is, for service development is necessary to use API function CreateThread, which is not supported nether in VB5, nor in VB6. VB allows creation of multi-thread programs, but not using CreateThread function. VB5 utilizes Err object, common for all threads created by CreateThread function. It is inadmissible, because values of this object may be changed from different threads in unpredictable order, and ever simultaneously on multi-processor computers. On the contrary, VB6 uses Thread Local Storage (TLS) for Err object (and not only for it), but TLS isn't initialized when CreateThread function creates new thread, and therefore, after simple recompilation of the program in VB6 it doesn't work at all (rather, it works only being compiled in p-code with common Err object).

Matthew Curland suggested rather complicated method of threads creation in VB (see links), but for purpose of service development more simple solution may be applied. The program will work without TLS, if in new thread used only arithmetic operators and API functions, declared in type library, and Err object isn't used at all. It is well known that the properties of Err object became changed in two cases: when occurs Run-Time error (Err.Number) and after every API call (Err.LastDllError). The first may be avoided by writing error-free code, the second - by declaring API calls in Type Library (API functions declarations must not contain usesgetlasterror attributes, therefore type libraries from the popular Bruce McKinney's book are not suitable). Functional part of the service must work in main thread, and above limitations doesn't apply to it. This approach must work both in VB6 and VB5.

Of course, you can use free NTSVC.OCX control from Microsoft to create your service, and this way is simple and reliable, but it has one disadvantage: you can't set "Unattended execution" option for it. You can't use any OCX controls when "Unattended execution" is set while this mode is preferable for service. In addition, because this control distributed in form of source code, there are some incompatible compiled versions of it.

This sample is written using VB6 without any external components. As service is compiled for unattended execution, it has no visual interface. Use Event Viewer to read messages written by the service to the Application Log.

The functional part of service (which is absent in this sample) must be driven by the events from Service Dispatcher. All events must be processed during few seconds, otherwise the service will be unable to respond on requests from Service Dispatcher.

See also:

Microsoft Knowledge Base Q137890, Q170883, Q175948,

An OLE Control for Creating Win32 Services in Visual Basic,

Manipulate Windows NT Services by Writing a Service Control Program,

Creating an Agent NT Service with VB,

How-To Run Your Application as a Service,

How-To Run Your Application as a Service - Part II,

Matthew Curland's article "Create Worker Threads in DLLs" in June/1999 issue of "Visual Basic Programmer's Journal".

Updates of source code:

06 June 2004

1. All API functions calls except GetVersionEx changed to Unicode versions, in code and in type library. Added new Enum members to type library to support new Windows 2000 control codes.

2. Added MsgWaitObj function to prevent blocking of messages processing. All calls of WaitForSingleObject and WaitForMultipleObjects in Sub Main replaced with MsgWaitObj.

Questions and Answers:

Q: Is there any way to make the events in Event Viewer show up as the APP name instead of VBRuntime?
A: Of course, yes. For example, see the solution in this article. The code for the article you can download here.

Q: I have run the ServiceSampleControl.vbp and installed the service, and then tried starting the service but it didn't not start. When running the ServiceSample.vbp the error states that it must be started as a service.
A: Did you try starting SvSampleControl.exe? By this sample design, the service program (SvSample.exe) must be in the same directory as the control program (SvSampleControl.exe) or its project (ServiceSampleControl.vbp), if you prefer starting it in IDE. Because the project of the control program located in the separate directory, the service executable was not found. See System event log - this fact must be reflected there. Of course, this behaviour may be changed by rewriting some bytes in the control program.

Q: Is it possible in to turn on "Allow service to interact with Desktop"?.
A: Yes, it is possible. When you call CreateService or ChangeServiceConfig functions, pass this value to dwServiceType parameter:

Q: Is it possible to start a service as another user (administrator) with "Interact with Desktop"?
A: No, it is impossible, only LocalSystem services can interact with desktop. It is security feature.
Usually in this situation programmers divide an application into two parts: the service running under some user account with sufficient rights provides main work and network communication; and ordinary auto-start executable provides interaction with current user. These two parts interact each other using one of known methods: COM, named pipes, shared memory etc. Using any of these methods is not simple in conformity with services because they must be modified to overcome security barriers.

Q: Have you noticed any problems with using your service with local DDE application? When that service is running, local DDE application (and some installs written with InstallShield) hang. The process exists on the machine, but the exe does not run. As soon as I issue a STOP to the serivce, the local DDE application begins.
A: Try to replace all wait functions (WaitForSingleObject and others) with my non-blocking equivalent function MsgWaitObj. Using blocking versions of wait functions in VB program is not correct even if the program have no visible interface (don't touch WaitForSingleObject in NTService.bas: using this function in service thread is lawful, but DoEvents from MsgWaitObj may be not thread-safe, and used there API functions are not declared in type library).

Note: updated source code of service sample is available for downloading, it takes into account above-mentioned considerations.

Q: I want to customize your "NT Service module" application for running my .exe as a NT service. Is there anything I should worry about during customization?
A: The first rule for service: it must respond to Stop request as soon as possible. If your program performs long operations, insert intermediate checks for hStopPendingEvent event:
If WaitForSingleObject(hStopPendingEvent, 0&) = 0& Then ... cancel operation
The next rule: initialization code must be brief. That is the program must execute
line within 1-2 seconds.

The sample introduces two different approaches in service design.
1. The program uses objects which respond to external events (for example, you are writing Internet server, which responds to data arrival in socket). You have initialization code, termination code and no code in main loop. The interval for main loop you may set to INFINITE.
2. Your program performs periodic tasks (for example, you are writing time scheduler). You have no initialization code (or very brief assignment initial values for variables at that place), no termination code and all functional code in main loop.
Of course, you may combine these approaches.

The next thing is security. If the service runs in LocalSystem account, it can't access network shares at all, if it runs in some User account, it can access secure objects in accordance with User rights. If your service is COM server, you must use DCOM to access it from user's application even from the same computer. You must add and modify some registry settings to make COM service work properly.

Q: I try to write some value to the registry (HKCU\...) from the service, but registry editor states that nothing was written.
A: Your problem is, the service runs in context of another account (typically, "LocalSystem"). That is, HKCU for your interactive session and for service point to different registry hives. Use "HKLM\Software\Your Company\Your Program" key to store data instead. Or start your service in context of your account (it is adjustable in Control Panel\Services).

Download source code (34 kB, English interface)

This page has been updated last time on 06-Jun-2004
2004 Sergey Merzlikin
Write me:

На главную страницу


View in English


Как написать службу NT на VB6/VB5

Как известно, Visual Basic - не самое подходящее средство для написания служб (Service) Windows NT/2000/XP. Проблема заключается в том, что для написания службы требуется использование функции API CreateThread , что не поддерживается ни VB5, ни VB6. VB позволяет создавать многопоточные программы, но не с помощью функции CreateThread. VB5 использует общий объект Err для всех потоков, созданных функцией API CreateThread. Это недопустимо, поскольку изменение значений этого объекта может происходить из разных потоков в непредсказуемой последовательности и даже одновременно на многопроцессорных компьютерах. Напротив, VB6 использует для объекта Err (и не только для него) локальную память потока (TLS), но в момент создания потока функцией CreateThread TLS не инициализирована, и поэтому после простой перекомпиляции в VB6 программа не работает совсем (точнее, работает только при компиляции в p-code с общим объектом Err).

Довольно сложный способ решения проблемы создания потоков в VB предложил Мэтью Кэрланд (см. ссылки), но для создания службы можно применить более простое решение. Программа будет работать и без TLS, если в новом потоке совсем не использовать объект Err, а кроме этого использовать только арифметические операторы и вызовы API, описанные в библиотеке типов. Как известно, свойства объекта Err обновляются в двух случаях: когда происходит Run-time ошибка (Err.Number), и после выполнения каждой функции API (Err.LastDllError). Первого можно избежать написанием безошибочного кода, второго - описанием функций API с помощью библиотеки типов (описание функций API не должно содержать атрибутов usesgetlasterror, поэтому библиотеки типов из известной книги Брюса Мак-Кинни не годятся). Функциональная часть службы должна работать в главном потоке, и на нее указанные ограничения не распространяются. Этот подход работает как в VB6, так и в VB5.

Разумеется, для создания своей службы вы можете использовать бесплатный элемент управления NTSVC.OCX от Microsoft, и этот способ достаточно прост и надежен, но имеет один недостаток: вы не можете применять опцию "Unattended execution". Совместно с этой опцией элементы управления OCX применяться не могут, а именно такой режим работы для службы является предпочтительным. Кроме того, поскольку этот элемент управления распространяется в виде исходного кода, существует несколько откомпилированных версий этого компонента, не вполне совместимых между собой.

Этот пример написан при помощи VB6 без использования каких-либо внешних компонентов. Поскольку служба скомпилирована с опцией "Unattended execution", она не имеет визуального интерфейса. Для просмотра сообщений, записываемых службой в Application Log, используйте Event Viewer.

Функциональная часть службы (отсутствующая в данном примере) должна управляться событиями, поступающими от Диспетчера Служб. Все события должны обрабатываться в течение нескольких секунд, в противном случае служба не будет иметь возможности обрабатывать запросы Диспетчера Служб.

См. также:

Microsoft Knowledge Base Q137890, Q170883, Q175948,

An OLE Control for Creating Win32 Services in Visual Basic,

Manipulate Windows NT Services by Writing a Service Control Program,

Creating an Agent NT Service with VB,

How-To Run Your Application as a Service,

How-To Run Your Application as a Service - Part II,

Статью Мэтью Кэрланда "Create Worker Threads in DLLs" в журнале "Visual Basic Programmer's Journal" за июнь 1999 года.


Обновления исходного кода:

06 июня 2004 г.

1. Все вызовы API-функций за исключением GetVersionEx заменены на Unicode-версии, в коде и в библиотеке типов. В библиотеку типов добавлены новые значения Enum для поддержки новых управляющмх кодов Windows 2000.

2. Добавлена функция MsgWaitObj для предотвращения блокировки обработки сообщений. Все вызовы WaitForSingleObject и WaitForMultipleObjects в Sub Main заменены на вызовы MsgWaitObj.

Вопросы и Ответы:

В: Существует ли способ сделать так, чтобы события в Event Viewer обозначались именем приложения вместо VBRuntime?
О: Да, конечно. Например, можно использовать решение из этой статьи. Код для этой статьи можно загрузить отсюда.

В: Я запустил ServiceSampleControl.vbp и проинсталлировал службу, и затем попытался ее запустить, но она не запустилась. При попытке запуска ServiceSample.vbp сообщение об ошибке указывает, что программа должна запускаться как служба.
О: Пробовали ли вы запустить SvSampleControl.exe? Данный пример устроен таким образом, что модуль службы (SvSample.exe) должен находиться в том же каталоге, что и управляющая программа (SvSampleControl.exe) или ее проект (ServiceSampleControl.vbp), если вы предпочитаете запускать ее из IDE. Поскольку проект управляющей программы находится в отдельном каталоге, она не может найти модуль службы. Посмотрите протокол событий Системы - этот факт должен быть там отражен. Разумеется, такое поведение управляющей программы может быть изменено переписыванием нескольких байт исходного кода.

В: Возможно ли включить свойство "Разрешить службе взаимодействовать с Рабочим Столом"?.
О: Да, это возможно. При вызове функции CreateService или ChangeServiceConfig присвойте параметру dwServiceType следующее значение:
SERVICE_WIN32_OWN_PROCESS Or SERVICE_INTERACTIVE_PROCESS

Const SERVICE_WIN32_OWN_PROCESS = &h10&
Const SERVICE_INTERACTIVE_PROCESS = &h100&
В: Возможно ли службу, взаимодействующую с Рабочим Столом, запустить от имени другого пользователя (администратора)?
О: Нет, это невозможно, только запущенные от имени LocalSystem службы могут взаимодействовать с Рабочим Столом. Это ограничение безопасности Windows.
Обычно программисты в таких случаях делят приложение на две части: службу, работающую от имени пользователя с достаточными правами, выполняющую основную работу и обеспечивающую взаимодействие с сетью; и обычную автозагружаемую программу, обеспечивающую взаимодействие с текущим пользователем. Эти две части взаимодействуют между собой одним из известных способов: COM, именованные трубы, разделяемая память и т.д. Использование любого из этих методов применительно к службам не является простой задачей, поскольку требуется учитывать наличие барьеров безопасности.

В: Известно ли вам о проблемах при одновременной работе вашей службы и приложений, использующих локальный DDE? Когда работает служба, локальные DDE-приложения (и некоторые программы установки на базе InstallShield) зависают. Процессы существуют, но не работают. Как только служба останавливается, локальные DDE-приложения начинают работать.
О: Попробуйте заменить все вызовы API-функций ожидания (WaitForSingleObject и др.) моей неблокирующей функцией MsgWaitObj. Использование блокирующих версий функций ожидания в VB-программе не является корректным даже если программа не имеет визуального интерфейса (не трогайте WaitForSingleObject в NTService.bas: использование этой функции в потоке службы законно, а DoEvents из MsgWaitObj, скорее всего, не является безопасной для потоков (thread-safe), и использующиеся там функции API не описаны в библиотеке типов).

Замечание: обновленный исходный код примера службы доступен для загрузки, в нем учтены приведенные выше соображения.

В: Я хочу приспособить ваш пример службы NT для запуска моего приложения как службы. На какие особенности этого процесса я должен обратить внимание в первую очередь?
О: Первое правило для службы: она должна отвечать на запрос остановки настолько быстро, насколько возможно. Если ваша программа выполняет длительые операции, добавьте промежуточные проверки эвента hStopPendingEvent event:
If WaitForSingleObject(hStopPendingEvent, 0&) = 0& Then ... прекращение операции
Следующее правило: код инициализации должен быть коротким. Это означает, что программа должна выполнить строку
SetServiceState SERVICE_RUNNING
не позднее, чем через 1-2 секунды.

Пример представляет два различных подхода к устройству службы.
1. Программа использует объекты, отвечающие на внешние события (например, вы пишете Интернет-сервер, реагирующий на появление данных в сокете). У вас есть код инициализации, код завершения, код главного цикла отсутствует. Интервал повторения главного цикла можно установить равным INFINITE.
2. Ваша программа выполняет периодические действия (например, вы пишете планировщик задач). У вас нет кода инициализации (или он состоит из очень короткого присвоения начальных значений), нет кода завершения, и весь рабочий код сосредоточен в главном цикле.
Разумеется, оба подхода можно комбинировать.

Следующим важным моментом является безопасность. Если служба работает от имени LocalSystem, ей полностью недоступны сетевые ресурсы, если же она работает от имени какого-либо пользователя, она имеет доступ к объектам безопасности в соответствии с правами соответствующего пользователя. Если служба является COM-сервером, для доступа к ней из пользовательского приложения требуется DCOM, даже если доступ осуществляется с того же компьютера. Для корректной работы COM-службы потребуется добавить и изменить несколько значений реестра.

В: Я пытаюсь записать некоторое значение в реестр (HKCU\...) из службы, но редактор реестра показывает, что ничего не записано.
О: Ваша проблема в том, что служба работает от имени другого пользователя (обычно "LocalSystem"). Это означает, что HKCU для вашего интерактивного сеанса и для службы указывают на различные разделы реестра. Для хранения данных используйте ключ "HKLM\Software\Your Company\Your Program" или запускайте службу от имени вашей учетной записи (это можно настроить в Панель Управления\Службы).

Загрузить исходный код
vb6svc.zip (34 кБ, интерфейс на английском языке)

Эта страница обновлялась в последний раз 06 июн 2004 г.
© 2004 Сергей Мерзликин
Пишите: